Принимаем заявки с 7:00 до 23:00
По данным Гринпис, количество мусора, производимого среднестатистическим россиянином, составляет 400 кг в год. В результате свалки в нашей стране распространились на 4 миллиона гектаров и не проявляют признаков замедления. Rbc trends выяснил, почему мусорная реформа не увенчалась успехом и что происходит с ней в настоящее время.
До начала 2019 года существовало бесчисленное количество нелегальных свалок, и управляющие компании, отвечающие за вывоз мусора, просто сваливали отходы на эти площадки. Новый закон призван изменить ситуацию. Его основные цели — избавиться от незаконных свалок и создать прозрачную систему утилизации ТБО (твердых коммунальных отходов, или обычного бытового мусора). Теперь ответственность за утилизацию отходов возложена на региональных операторов, которые должны контролировать весь цикл.
По словам эколога Артема Алексеева, через два года после введения мусорной реформы почти все производимые отходы по-прежнему оказываются на полигонах, и лишь мизерные 5–10% из них обретают «вторую жизнь». Это связано с разногласиями между региональными операторами и производителями в вопросах обращения с отходами. Первые считают все отходы своей собственностью, в то время как вторые отвечают за упаковку товаров. Для ее сбора они используют накопители, например, держатели для пластиковых бутылок, и создают пункты приема картонных коробок. Тем не менее, региональные операторы могут получать выгоду от переработки такого сырья, отсюда и конфликт интересов.
Производители часто не знают, что они могут экономить, используя меньшее количество упаковки, иначе с них могут потребовать плату за ее утилизацию. Сжигание отходов с целью утилизации на свалках не является эффективным решением, так как наносит вред окружающей среде.
Комментирует Анна Гаркуша, руководитель отдела по работе с органами власти движения «Раздельный сбор»:
Чтобы решить проблему мусора, необходимо, чтобы и государство, и граждане проявили инициативу. Экоактивисты должны быть информированы о региональной политике управления отходами и быть готовыми влиять на власти своего города.
На федеральном уровне «космонавтам» трудно увидеть происходящее в регионах со своих высоких высот. Изменения происходят только тогда, когда производители, переработчики и промышленность демонстрируют преданность делу и передают запрос на внесение изменений в законодательство. Если мы хотим добиться изменений, мы тоже должны обратиться с такой просьбой. Для этого нам необходимо понимать территориальные схемы, региональные программы, цифры и документы — и передавать эту информацию, постоянно общаясь с местными властями. Создавайте общественность, выступайте и заявляйте о себе в СМИ. Если вы будете настойчиво проявлять активность и осведомленность по отношению к губернатору, он поймет, что люди не будут молчать перед лицом неэкологических изменений и будут возмущены.
Губернаторы должны быть открыты для того, чтобы выслушать точку зрения граждан, которых они представляют. Если они предпринимают шаги, которые наносят ущерб экологии региона, то вполне резонно усомниться в том, что чиновник действует в соответствии с должностью, на которую он был избран. Это потребует большой работы, однако те, кто разбирается в региональной политике, могут помочь экоактивистам в выполнении этой задачи.
Положительные эффекты сегрегации отходов замедляются.
Трудно реализовать цели мусорной реформы, когда вместо переработки мусора экономически эффективнее и выгоднее его сжигать или вывозить на полигоны. Согласно тарифу, средняя плата за утилизацию мусора составляет 500–600 за кубометр. По словам Анастасии Евдокимовой, эксперта по экологическому образованию, закапывать отходы на полигонах легко и быстро, а сжигание мусора, при котором в атмосферу выбрасываются вредные вещества, всячески поощряется.
Утилизация отходов может быть выгодна отдельным гражданам, но существует еще одна проблема, препятствующая созданию раздельного сбора в России: отсутствие полного цикла переработки отходов. В настоящее время только 3% мусора перерабатывается в соответствии с нормативами. Для создания адекватной системы утилизации отходов необходимо выстроить всю цепочку — от осознанного потребления населением до инвестиций со стороны государства и крупного бизнеса.
На Восточном экономическом форуме (ВЭФ-2021) эксперты обсудили проблему сортировки отходов, доступ к которой имеют лишь 15% россиян. Даже среди тех, кто имеет такую возможность, многие не верят, что это имеет смысл. Опрос, проведенный агентством маркетинговых исследований magram, показал, что более половины респондентов считают, что это ничего не изменит.
Анастасия Евдокимова, специалист по экологическому образованию, отмечает низкий уровень информированности граждан о сортировке мусора. Даже если люди в России хотят сортировать свои отходы, обстоятельства часто мешают им это делать. Например, Евдокимова, проживающая в Москве, вынуждена хранить пластиковые отходы на балконе и раз в месяц вывозить их в экоцентр. Особенно это касается тех, кто живет в маленьких городах, где нет никакой сортировки мусора.
Если бы средства вкладывались в заводы по переработке отходов по всей стране и в экологическое просвещение населения, люди были бы более склонны сортировать свой мусор и чувствовать, что он не окажется на свалке, а будет переработан.
Поощрять граждан сортировать свои отходы. Эта процедура поможет упорядочить процесс переработки и снизить нагрузку на операторов. Для достижения этой цели необходимо изменить правила, касающиеся раздельного сбора отходов, когда речь идет о предоставлении услуг. В настоящее время, согласно закону, каждый человек платит фиксированную плату за вывоз отходов — 150–300 рублей ежемесячно. У россиян нет стимула сортировать свои отходы, поскольку им придется платить одну и ту же сумму независимо от количества мусора, произведенного в этом месяце, а также от того, разделили ли они msw по разным контейнерам или просто выбросили все в один пакет.
В европейских странах законы применяются со всей строгостью, чтобы обеспечить контроль над потенциальными нарушителями. Германия является ярким примером этого, где законы, касающиеся утилизации отходов, имеют высокую цену. За небрежный выброс мусора налагаются штрафы в размере от 30 до 75 евро. Старый холодильник или плита обойдутся вам в 160–500 евро! В случае, если виновного установить не удается, штрафы, предусмотренные уголовным кодексом, делятся на всех жильцов многоквартирного дома.
Благодаря строгим мерам, принятым в Германии, почти половина отходов перерабатывается.
Субъекты расширенной ответственности производителя (rop) несут ответственность за организацию дискретного сбора и повторного использования упаковки от предлагаемых ими вещей. Региональные операторы спорят с ними, утверждая, что весь мусор населения — это msw. Поэтому большая часть производственного лома, в котором нуждаются переработчики, до них не доходит.
Давайте рассмотрим пример. Предположим, что в большом городе существует «эколайн» — региональная компания. Она отвечает за сбор и утилизацию всех твердых отходов, которые выбрасывают жители. Иногда среди мусора можно найти картонные коробки от обуви марки «ромашка». Эколайн забирает коробки себе — ведь согласно федеральному классификационному каталогу отходов, коробка считается «отходами бумаги и картона без пропитки или покрытия и незагрязненными».
В одной и той же коробке из-под обуви могут находиться материалы, потерявшие свои потребительские свойства, как промышленного, так и непромышленного назначения. Это вызывает конфликт между «эколинией» и «ромашкой» по поводу того, кто должен отвечать за их утилизацию, препятствуя процессу переработки.
В настоящее время заработать на переработке отходов практически невозможно, так как для этого необходимо арендовать склад, обеспечить логистику и платить налоги. Договоры с регоператорами касаются только вывоза отходов, а не их сортировки. Именно поэтому правильная переработка отходов до сих пор не является широкомасштабным вектором развития, а представляет собой скорее ряд местных инициатив.
Поэтому для успешного процесса переработки отходов государство должно давать гарантии заводам по переработке отходов и экоцентрам.